<<< обратно

 

Джунгли • Ленинград*

За первые три года «Джунгли», основанные в 1981 г. гитаристом Андреем Отряскиным, прошли через все, почти неизбежные в судьбе самодеятельной группы, состояния: играли на танцах, копили деньги на аппарату­ру, пытались устроиться в театр, бесконечно меняли состав. В «Д.» первого призыва числился нынешний удар­ник «Секрета» Алексей Мурашов, а сама группа тогда играла тяжелый рок.

В 1984 г. вступила в Ленинградский рок-клуб и высту­пила на его очередном смотре-конкурсе. Группа играла мрачновато-холодный, экспрессивный арт-рок. Сложные размеры, сбитые ритмы, неожиданные всплески диссони­рующих гитарных звуков, пугающие мгновенными островками гнетущей тишины стоп-таймы... Образ урбанизиро­ванного, механического мира дополняли мрачные, тре­вожные строки стихов, которые читал между песен моло­дой поэт Илья Бояшов. В это время стабилизировался состав: Андрей Отряскин — гитара; Игорь Тихомиров — бас; Андрей Мягкоступов— клавишные, перкуссия, вокал;

Валерий Кирилов — ударные.

В 1985 г., после двенадцати месяцев молчания, «Д.» снова выходят на сцену и — новая неожиданность. Прон­зительные пассажи электрогитары сменяются затейливой рябью почти фри-джазовых импровизаций, раскачива­ющиеся риффы бас-гитары вытесняются глухо рокочущим контрабасом, а место вокала занимают два саксофона. А спустя уже полгода джаз-роковую программу меняет новая, сделанная в стиле пост-панк. Самобытная музыка «Д.» привлекает внимание многих известных музыкантов. С группой сотрудничает ударник Александр Кондрашкин (работавший со «Странными играми», «АВИА», «Объектом насмешек», «Мануфактурой», «Тамбурином», «Пикником» и «Аквариумом»), саксофонист Юрий Орлов, (основавший позднее московскую группу «Николай Коперник»), другие музыканты. Возникает опасность, что участие ведущих музыкантов «Д.» в различных проектах, куда их постоянно приглашают, и работа в группе разных музыкантов, просто разорвут ее на части, и Отряскин решается на коренные реформы. В конце 1987 г. происходит радикальная смена направления и в 1988 г. «Джунгли» выглядят уже так: Анд­рей Отряскин — гитара; Игорь Тихомиров — бас; Марк Бомштейн — клавишные; Олег Васильев— флейта, труба;

Павел Литвинов — перкуссия. «Наша музыка стала тогда более импрессионистской, в ней не осталось почти ничего от рок-музыки — в этом нет ничего странного. В основном меня интересует ритмическая структура, полиритмия — в народной музыке разных стран, в старинной музыке...» — говорил тогда о своем творческом кредо Отряскин.

В 1988—1989 гг. группа много гастролировала в разных городах страны, выезжала в Финляндию и Данию. Много экспериментировала. Во время выступления в Ленинград­ском концертном зале «Октябрьский» с «Д.», например, играет симфонический оркестр под управлением Р. Мар­тынова. В 1989 г. вместо Васильева был приглашен саксофонист Николай Рубанов из «Аукцыона». Летом 1990 г. «Д.» вновь изменили форму, сократив состав до лаконич­ного трио.

 

 

ДИСКОГРАФИЯ. Пластинки: «Весна в Шанхае» — «Мелодия», 1990).


«ДЖУНГЛИ», рок-группа 1980-х годов (Ленинград).

За десять лет своего существования «ДЖУНГЛИ» прошли удивительный путь от игравших на пригородных танцплощадках хард-рокеров до искушенных профессионалов, чьи красочные музыкальные полотна соединяют элементы арт-рока, панк-джаза, этнической музыки и фьюжн.
Впервые о них заговорили в мае 1984, после 2-го фестиваля Ленинградского рок-клуба, когда пришедшая «с улицы» и принятая в клуб чуть ли не за день до начала фестиваля группа стала одним из его главных открытий, поразив слушателей и продуманной целостностью программы — с чередованием инструментальных и вокальных фрагментов, и чтецом — с неожиданно глубокими и образными текстами, а также нешаблонным подходом к выбору выразительных средств.
«ДЖУНГЛИ» выросли из безымянной группы, которая возникла в 1981 в составе: Андрей Отряскин (p. 15 мая 1964 в Калининской обл.; гитара, вокал), Владислав Шапиро (бас, клавишные) и Алексей Мурашов (барабаны). Отряскин, в ту пору студент педагогического института, живо интересовался музыкальными новинками, всякий раз пытаясь применить услышанное на практике.
После длительных поисков точки приложения сил, они в 1982 устроились на работу в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, где озвучивали студенческий спектакль-капустник «Ах, эти звезды» и прочую самодеятельность.
Весну 1982 группа, получившая к тому времени название «ДЖУНГЛИ», репетировала в составе: Отряскин (гитара), Игорь Тихомиров (p. 17 апреля 1961, Ленинград); (бас) и Андрей Мягкоступов (клавишные, перкуссия, вокал). Летом они в расширенном составе (Алексей Михайлов, гитара, и Анатолий Смуров, барабаны) попробовали силы на пригородной танцплощадке, сочинив по такому случаю целую песенную программу, но к началу осени вернулись к исходному трио и собственной инструментальной музыке в традициях Роберта Фриппа.
К фестивалю 1984 у них появились барабанщик Валерий Кирилов (экс-«ПЕПЕЛ», «КСК») и идея программы, стержнем которой стали инструментальные пьесы Отряскина и поэзия Ильи Бояшова. Сложные размеры, диссонирующие звуки всевозможных металлоконструкций, жесткая гитара и упругий бас явились основанием того, что «ДЖУНГЛИ» безоговорочно стали лауреатами фестиваля, их песня  Музыка была названа в числе лучших номеров, а сам Отряскин признан (наряду с А. Ляпиным) лучшим его гитаристом. После лауреатских концертов «ДЖУНГЛИ» исчезли на год. За этот период группа потеряла барабанщика (Кирилов ушел на профессиональную сцену, а позднее объявился в «ЗООПАРКЕ»), приобрела двух саксофонистов, москвича Юрия Орлова («ДО-МАЖОР») и ленинградца Николая Федоровича, а также перкуссиониста Павла Литвинова (последние двое ранее работали с фри-джазовым комбо «БИБЛИОТЕКА»), совсем отказалась от вокала и электричества в пользу акустического инструментала а ля OREGON, и тем не менее в марте 1985 на 3-м фестивале рок-клуба снова была названа лауреатом.
В октябре 1985 «ДЖУНГЛИ», еще раз совершив крутой поворот, представили на суд зрителей новую электрическую программу (Отряскин, гитара и вокал; Тихомиров, бас; Мягкоступов, «пружинотрон»; Орлов, саксофон; Александр Кондрашкин («АВИА», барабаны), агрессивную и сырую смесь индустриальных и панк-джазовых звучаний с рок-н-роллом (так называемый «rock-in-opposition»). Федорович и Литвинов ушли в «АУКЦЫОН».
В этот период высокий профессионализм и независимое музыкальное мышление обусловили высокий спрос на музыкантов «ДЖУНГЛЕЙ» как на сессионеров: сам Отряскин весной-летом 1985 играл с «АКВАРИУМОМ», а в 1986 с «АЛИСОЙ»; Тихомиров выходил на сцену с «АЛИСОЙ», «ПОП-МЕХАНИКОЙ», в ноябре 1985 стал (параллельно) басистом «КИНО», где играл до самого конца, а весной 1987 пару раз выступил с экспериментальной группой «ОХОТА РОМАНТИЧЕСКИХ ИХ». Хотя весной 1986 выступившие вчетвером (Орлов окончательно занялся своим новым московским проектом «НИКОЛАЙ КОПЕРНИК») «ДЖУНГЛИ» стали лауреатами 4-го фестиваля клуба, а на следующем, 5-м фестивале (1987) получили специальный приз «За музыку», той же осенью Отряскин, ощущая опасность того, что группу растаскивают по частям, решился на ее кардинальную реорганизацию.
В октябре 1987 «ДЖУНГЛИ» появились в новом составе: Отряскин, Тихомиров, вернувшийся «на полставки» Литвинов, постоянно занятый в «АУКЦЫОНЕ», а также новые пианист Марк Бомштейн (из «ПОЛЮСА ЗВУКОВ») и трубач Олег Васильев (известный по работе с множеством групп — от «СОЮЗА ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК» до «АЛИСЫ»). В этот период музыка группы становилась все более камерной, импрессионистской, испытав воздействие как «стиля ECM», фирмы западногерманского звукорежиссера Манфреда Айхера, который нашел собственную формулу соединения этнической, джазовой и популярной музыки. «ДЖУНГЛИ» были с интересом встречены зрителями ежегодного джазового фестиваля «Осенние ритмы» (ноябрь 1987), на следующий год начали выезжать за границу и выступали на фестивалях в Финляндии и Дании. В сентябре 1988 вновь ушедшего в свободное плавание Васильева сменил саксофонист «АУКЦЫОНА» Николай Рубанов — что спровоцировало появление любопытной программы «Аукцыон в Джунглях»; помимо того, группа выступала с камерным оркестром под управлением Р. Мартынова. В декабре 1989 свет увидела их первая и единственная пластинка «  Весна в Шанхае», записанная на ленинградской студии фирмы «Мелодия».
В первой половине 1990 с «ДЖУНГЛЯМИ» несколько раз играл лидер «НОЛЯ», Федор Чистяков (баян), но к лету он организовал новый параллельный проект «ЧЕРНЫЕ ИНДЮКИ». Литвинов был занят в «АУКЦЫОНЕ», Бомштейн тоже пропал, и «ДЖУНГЛИ» сократились до трио: Отряскин, Тихомиров и Иван «Ян» Феденко (из группы «СЕПСИС»; барабаны, перкуссия). В этот период деятельность группы практически прекратилась, и Отряскин, захваченный идеями музыкального самообразования, нацелился на Запад. В мае 1991 он в последний раз выступил в Ленинграде в трио с Рубановым и известным новоджазовым контрабасистом Владимиром Волковым (дуэт «ГАЙВОРОНСКИЙ-ВОЛКОВ»), после чего отправился в Соединенные Штаты. В настоящее время он живет в Сиэтле, где (в соответствии с дипломом) преподает в школе, занимаясь музыкой как хобби.
Феденко позднее работал в «АВИА», где (как и в «ДЖУНГЛЯХ») сменил Кондрашкина, а Игорь Тихомиров ушел в «ДДТ».

Андрей Бурлака

Дискография:

Весна в Шанхае (Фирма Мелодия, LP, 1989)

 

 

 

Hosted by uCoz