Джунгли • Ленинград*
За первые
три года «Джунгли», основанные в 1981 г. гитаристом Андреем Отряскиным,
прошли через все, почти неизбежные в судьбе самодеятельной группы, состояния:
играли на танцах, копили деньги на аппаратуру, пытались устроиться в театр,
бесконечно меняли состав. В «Д.» первого призыва числился нынешний ударник
«Секрета» Алексей Мурашов, а сама группа тогда играла тяжелый рок.
В 1984 г.
вступила в Ленинградский рок-клуб и выступила на его очередном
смотре-конкурсе. Группа играла мрачновато-холодный, экспрессивный арт-рок.
Сложные размеры, сбитые ритмы, неожиданные всплески диссонирующих гитарных
звуков, пугающие мгновенными островками гнетущей тишины стоп-таймы... Образ
урбанизированного, механического мира дополняли мрачные, тревожные строки
стихов, которые читал между песен молодой поэт Илья Бояшов. В это время
стабилизировался состав: Андрей Отряскин — гитара; Игорь Тихомиров — бас;
Андрей Мягкоступов— клавишные, перкуссия, вокал;
Валерий Кирилов — ударные.
В 1985 г., после
двенадцати месяцев молчания, «Д.» снова выходят на сцену и — новая
неожиданность. Пронзительные пассажи электрогитары сменяются затейливой
рябью почти фри-джазовых импровизаций, раскачивающиеся риффы бас-гитары
вытесняются глухо рокочущим контрабасом, а место вокала занимают два
саксофона. А спустя уже полгода джаз-роковую программу меняет новая,
сделанная в стиле пост-панк. Самобытная музыка «Д.» привлекает внимание
многих известных музыкантов. С группой сотрудничает ударник Александр Кондрашкин
(работавший со «Странными играми», «АВИА», «Объектом насмешек»,
«Мануфактурой», «Тамбурином», «Пикником» и «Аквариумом»), саксофонист Юрий
Орлов, (основавший позднее московскую группу «Николай Коперник»), другие
музыканты. Возникает опасность, что участие ведущих музыкантов «Д.» в
различных проектах, куда их постоянно приглашают, и работа в группе разных
музыкантов, просто разорвут ее на части, и Отряскин решается на коренные
реформы. В конце 1987 г. происходит радикальная смена направления и в 1988 г.
«Джунгли» выглядят уже так: Андрей Отряскин — гитара; Игорь Тихомиров — бас;
Марк Бомштейн — клавишные; Олег Васильев— флейта, труба;
Павел Литвинов — перкуссия. «Наша музыка
стала тогда более импрессионистской, в ней не осталось почти ничего от
рок-музыки — в этом нет ничего странного. В основном меня интересует
ритмическая структура, полиритмия — в народной музыке разных стран, в
старинной музыке...» — говорил тогда о своем творческом кредо Отряскин.
В 1988—1989 гг.
группа много гастролировала в разных городах страны, выезжала в Финляндию и
Данию. Много экспериментировала. Во время выступления в Ленинградском
концертном зале «Октябрьский» с «Д.», например, играет симфонический оркестр
под управлением Р. Мартынова. В 1989 г. вместо Васильева был приглашен саксофонист
Николай Рубанов из «Аукцыона». Летом 1990 г. «Д.» вновь изменили форму,
сократив состав до лаконичного трио.
ДИСКОГРАФИЯ.
Пластинки: «Весна в Шанхае» — «Мелодия», 1990).
«ДЖУНГЛИ», рок-группа 1980-х годов
(Ленинград).
За десять лет своего существования
«ДЖУНГЛИ» прошли удивительный путь от игравших на пригородных танцплощадках
хард-рокеров до искушенных профессионалов, чьи красочные музыкальные полотна
соединяют элементы арт-рока, панк-джаза, этнической музыки и фьюжн.
Впервые о них заговорили в мае 1984,
после 2-го фестиваля Ленинградского рок-клуба, когда пришедшая «с улицы» и
принятая в клуб чуть ли не за день до начала фестиваля группа стала одним из
его главных открытий, поразив слушателей и продуманной целостностью программы
— с чередованием инструментальных и вокальных фрагментов, и чтецом — с
неожиданно глубокими и образными текстами, а также нешаблонным подходом к
выбору выразительных средств.
«ДЖУНГЛИ» выросли из безымянной
группы, которая возникла в 1981 в составе: Андрей Отряскин (p. 15 мая 1964 в
Калининской обл.; гитара, вокал), Владислав Шапиро (бас, клавишные) и Алексей
Мурашов (барабаны). Отряскин, в ту пору студент педагогического института,
живо интересовался музыкальными новинками, всякий раз пытаясь применить
услышанное на практике.
После длительных поисков точки
приложения сил, они в 1982 устроились на работу в Ленинградский институт
театра, музыки и кинематографии, где озвучивали студенческий
спектакль-капустник «Ах, эти звезды» и прочую самодеятельность.
Весну 1982 группа, получившая к тому
времени название «ДЖУНГЛИ», репетировала в составе: Отряскин (гитара), Игорь
Тихомиров (p. 17 апреля 1961, Ленинград); (бас) и Андрей Мягкоступов
(клавишные, перкуссия, вокал). Летом они в расширенном составе (Алексей
Михайлов, гитара, и Анатолий Смуров, барабаны) попробовали силы на
пригородной танцплощадке, сочинив по такому случаю целую песенную программу,
но к началу осени вернулись к исходному трио и собственной инструментальной
музыке в традициях Роберта Фриппа.
К фестивалю 1984 у них появились
барабанщик Валерий Кирилов (экс-«ПЕПЕЛ», «КСК») и идея программы, стержнем
которой стали инструментальные пьесы Отряскина и поэзия Ильи Бояшова. Сложные
размеры, диссонирующие звуки всевозможных металлоконструкций, жесткая гитара
и упругий бас явились основанием того, что «ДЖУНГЛИ» безоговорочно стали
лауреатами фестиваля, их песня Музыка
была названа в числе лучших номеров, а сам Отряскин признан (наряду с А.
Ляпиным) лучшим его гитаристом. После лауреатских концертов «ДЖУНГЛИ» исчезли
на год. За этот период группа потеряла барабанщика (Кирилов ушел на
профессиональную сцену, а позднее объявился в «ЗООПАРКЕ»), приобрела двух
саксофонистов, москвича Юрия Орлова («ДО-МАЖОР») и ленинградца Николая
Федоровича, а также перкуссиониста Павла Литвинова (последние двое ранее
работали с фри-джазовым комбо «БИБЛИОТЕКА»), совсем отказалась от вокала и
электричества в пользу акустического инструментала а ля OREGON, и тем не
менее в марте 1985 на 3-м фестивале рок-клуба снова была названа лауреатом.
В октябре 1985 «ДЖУНГЛИ», еще раз
совершив крутой поворот, представили на суд зрителей новую электрическую
программу (Отряскин, гитара и вокал; Тихомиров, бас; Мягкоступов,
«пружинотрон»; Орлов, саксофон; Александр Кондрашкин («АВИА», барабаны),
агрессивную и сырую смесь индустриальных и панк-джазовых звучаний с
рок-н-роллом (так называемый «rock-in-opposition»). Федорович и Литвинов ушли
в «АУКЦЫОН».
В этот период высокий профессионализм
и независимое музыкальное мышление обусловили высокий спрос на музыкантов «ДЖУНГЛЕЙ»
как на сессионеров: сам Отряскин весной-летом 1985 играл с «АКВАРИУМОМ», а в
1986 с «АЛИСОЙ»; Тихомиров выходил на сцену с «АЛИСОЙ», «ПОП-МЕХАНИКОЙ», в
ноябре 1985 стал (параллельно) басистом «КИНО», где играл до самого конца, а
весной 1987 пару раз выступил с экспериментальной группой «ОХОТА
РОМАНТИЧЕСКИХ ИХ». Хотя весной 1986 выступившие вчетвером (Орлов окончательно
занялся своим новым московским проектом «НИКОЛАЙ КОПЕРНИК») «ДЖУНГЛИ» стали
лауреатами 4-го фестиваля клуба, а на следующем, 5-м фестивале (1987)
получили специальный приз «За музыку», той же осенью Отряскин, ощущая
опасность того, что группу растаскивают по частям, решился на ее кардинальную
реорганизацию.
В октябре 1987 «ДЖУНГЛИ» появились в
новом составе: Отряскин, Тихомиров, вернувшийся «на полставки» Литвинов,
постоянно занятый в «АУКЦЫОНЕ», а также новые пианист Марк Бомштейн (из
«ПОЛЮСА ЗВУКОВ») и трубач Олег Васильев (известный по работе с множеством
групп — от «СОЮЗА ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК» до «АЛИСЫ»). В этот период музыка группы
становилась все более камерной, импрессионистской, испытав воздействие как
«стиля ECM», фирмы западногерманского звукорежиссера Манфреда Айхера, который
нашел собственную формулу соединения этнической, джазовой и популярной
музыки. «ДЖУНГЛИ» были с интересом встречены зрителями ежегодного джазового
фестиваля «Осенние ритмы» (ноябрь 1987), на следующий год начали выезжать за
границу и выступали на фестивалях в Финляндии и Дании. В сентябре 1988 вновь
ушедшего в свободное плавание Васильева сменил саксофонист «АУКЦЫОНА» Николай
Рубанов — что спровоцировало появление любопытной программы «Аукцыон в
Джунглях»; помимо того, группа выступала с камерным оркестром под управлением
Р. Мартынова. В декабре 1989 свет увидела их первая и единственная пластинка
« Весна в Шанхае», записанная
на ленинградской студии фирмы «Мелодия».
В первой половине 1990 с «ДЖУНГЛЯМИ»
несколько раз играл лидер «НОЛЯ», Федор Чистяков (баян), но к лету он
организовал новый параллельный проект «ЧЕРНЫЕ ИНДЮКИ». Литвинов был занят в
«АУКЦЫОНЕ», Бомштейн тоже пропал, и «ДЖУНГЛИ» сократились до трио: Отряскин,
Тихомиров и Иван «Ян» Феденко (из группы «СЕПСИС»; барабаны, перкуссия). В
этот период деятельность группы практически прекратилась, и Отряскин,
захваченный идеями музыкального самообразования, нацелился на Запад. В мае
1991 он в последний раз выступил в Ленинграде в трио с Рубановым и известным
новоджазовым контрабасистом Владимиром Волковым (дуэт «ГАЙВОРОНСКИЙ-ВОЛКОВ»),
после чего отправился в Соединенные Штаты. В настоящее время он живет в
Сиэтле, где (в соответствии с дипломом) преподает в школе, занимаясь музыкой
как хобби.
Феденко позднее работал в «АВИА», где
(как и в «ДЖУНГЛЯХ») сменил Кондрашкина, а Игорь Тихомиров ушел в «ДДТ».
Андрей
Бурлака
Дискография:
Весна в Шанхае (Фирма Мелодия, LP, 1989)
|